Все мы воспринимаем услуги поисковой оптимизации и продвижения сайта, как безусловное благо для любого ресурса (в особенности коммерческого). Ведь увеличение посещаемости, а это основная цель SEO, неизбежно приводит к росту количества конверсий (основной цели клиента). Само собой, увеличение посещаемости из поисковых систем должно происходить по релевантным запросам. Это обеспечит нам грамотно собранное семантическое ядро.

Однако, нередко случается что несмотря на успешное продвижение, количество конверсий и поведение пользователей слабо коррелируется долей посещений по сравнению с другими источниками трафика. Безусловно, не стоит сравнивать качество прямого/реферального и органического трафика, т. к. это тоже самое, что сравнивать кошек с собаками. Но, что делать если доля посещений из платного поиска коррелируется с долей конверсий, а бесплатный поиск — нет? Конечно, можно сказать, что пользователи осознанно кликают на поисковую рекламу, а значит их желание купить гораздо больше. Нет. Ну, ладно дадим им очень щедрый шанс на расхождение в 5% на маленькой выборке. В остальных случаях надо искать изъяны в SEO или PPC кампании в зависимости от расхождения.

Но что же делать, если расхождения у одного источника в рамках одного канала имеют значительное расхождение?! Да. И такое возможно. Не так давно, в рамках одного из проектов было замечено крайне любопытное расхождение:

anaytics-sem

Причина этого оказалась весьма прозаичной — рассадка ключей по посадочным страницам. В данном конкретном случае Google послушно распределил поисковые запросы согласно действиям оптимизатора. Яндекс-же упорно гнул свою линию, предпочитая направлять значительную часть запросов на главную страницу. И как результат — был прав. Уровень «вовлечения» у главной страницы оказался намного выше (нашел чем удивить…), но что более важно главная страница лучше «продавала» (да, это не интернет магазин).

Проблема распределения ключевых запросов характерна для многих узконаправленных сайтов. И многие предпочтения юзеров относительно того, что они хотят увидеть не очевидны. В особенности для SEO-оптимизаторов, которые нередко не понимают специфики конкретного бизнеса.

Пути решения

focus-groupБезусловно, самым верным решением является оценивание удобства сайта и поведения пользователей при помощи фокус-групп. Однако, данная практика крайне редко используется небольшими компаниями, в виду их высокой стоимости. Альтернативным методом можно считать использование онлайн-сервисов, дающих возможность проведения фокус-групп, в том числе и украинских. Однако, следует учитывать серьезную вероятность значительного отклонения полученных данных от реальных данных. Причиной этому — участие в подобных опросах нередко используются в целях заработка с созданием большого количества «фейковых» профилей.

 

adwords-pic

На мой взгляд, наилучшим решением в данном случае является своеобразное тестирование семантического ядра, посредством контекстной рекламы Google Adwords (там это реализовать-отследить значительно проще, чем в Яндекс Директ). В дальнейшем, при помощи отчета по целевым страницам в Google Analytics, можно без особого труда определить наиболее релевантное с точки зрения пользователей распределение семантического ядра.

Вывод
А вывод данном случае один. Нельзя подходить к распределению семантического ядра исключительно опираясь на SEO подход, а-ля, 3 ключевых запроса на одну страницу, три на другую и так далее, без учета смысловой смежности запросов и информационного посыла самой страницы. Более того, разносторонний, комплексный подход позволит намного раньше найти возможные недостатки во всех компонентах интернет-маркетинга.