Добрый день, дорогие друзья!
Как часто нам приходится сталкиваться с объемными задачами в построении новых бизнес процессов?
Когда дело касается стратегии продвижения товаров или услуг в сети Интернет, даже опытные предприниматели наталкиваются на многие новые для себя вопросы.
- Выбор подрядчиков? И как оценить их адекватность?
- Какие инструменты использовать? Какие каналы работают лучше?
- Как оценить эффективность? Как определить “пожирателей” бюджетов?
- Как систематизировать процессы? И нужна ли систематизация на начальном этапе?
И это далеко не полный список, если углубиться, то можно собрать учебник подобных вопросов.
Не удивительно, ведь если Вы ещё не сталкивались с маркетингом в сети Интернет, то возможности покажутся вам безграничными. Порой желание использовать огромное количество доступных каналов для привлечения пользователей на ресурс приводит к несбалансированному распределению рекламного бюджета и вялому росту проекта.
Многие "стартаперы" ожидают мгновенного отклика от рынка, быстрого достижения окупаемости проекта и разочаровываются в своем начинании не видя реальной перспективы уже после нескольких месяцев работы. Примеров таких можно привести массу, но сейчас не о примерах, а о том с чего следует начинать для больших шансов на успех мероприятия.
Давайте подумаем, что же делать среднему и мелкому бизнесу для успешного входа на рынок своего сегмента сети Интернет.
Я Точно Знаю! или А Вдруг Прокатит?
Как часто Вы задаете себе вопрос: "- А нужно ли мне продвигать свои товары или услуги в сети Интернет?". Нужно ли входить на рынок электронной коммерции, если у меня существует офлайн бизнес, который приносит прибыль для компании и доход для меня, как владельца.
Перед тем как ответить на этот вопрос необходимо и важно проанализировать сильные и слабые стороны предприятия (товара, услуги). Оценить возможности, которые откроются, оценить риски, которые возможно будут сопутствовать в дальнейшей деятельности. Сравнить себя с конкурентами,уже владеющими долей рынка в вашей нише. Как говорится, - взвесить все "за" и "против".
После подобного, хотя бы мало-мальского SWOT-анализа, если количество и качество "за" больше чем "против", то в идеале, необходимо провести широкое исследование. А оно в свою очередь должно включать в себя изучение целевой аудитории, обозначение своей ниши, выбор каналов привлечения целевой аудитории, изучение конкуренции, емкости ниши, объема общего сегмента, оценку барьера входа на рынок... и многое другое. Особенно если речь идет о мелком бизнесе без штатного маркетолога или сотрудника, хотя бы со средним уровнем квалификации в маркетинге.
Это ведь не ошибка, шеф?
В силу различных причин, руководство компании принимает решение о необходимости развивать свое направление еще и в сети Интернет, ведь там много новых возможностей и прочих фишек, да и вообще - это трендово! Мало компаний, подходят к вопросу исследований действительно серьезно.
Есть одно хорошее выражение: “Копейка рубль бережет”. Да, исследование это тоже работа и зачастую работа агентств или отдельно взятого маркетолога, зависит от объемов работ. Однако, представим ситуацию, когда сумма вложений составит 500000, а исследование стоит 10000. Представим, что мы потратили на исследование эту “копейку”, и впоследствии вошли на рынок с эффективной стратегией. Можно полагать, что мы уже наверняка знаем когда конкретно вернём свои вложения.
Немного свежей статистики с прогнозами. Так сказать, пища для размышления.
Источник: Morgan Stanley Research, данные по Украине - расчеты Fintime
И да, действительно, - рынок растет, возможностей много, однако необходимо правильно войти на рынок и максимально эффективно использовать существующие возможности.
Как принять решение - выводить проект на рынок или нет? Предлагаю рассмотреть по пунктам.
Любое маркетинговое исследование должно состоять из шести этапов:
1. Определение задач
Первый шаг процесса маркетингового исследования это определение ключевой задачи проекта.
2. Составление программы исследования
Подробное описание хода маркетингового исследования. Детальный план, который должен в себя включать:
- Источники получения информации
- Метод исследования
- Инструменты исследований
- Выборка
- Способ взаимодействия с респондентами
- Сроки и бюджет работ
3. Сбор необходимой информации
После подготовки детального плана исследования необходимо переходить непосредственно к наиболее важной составляющей исследования – сбору информации для решения поставленных задач.
4. Анализ данных
После сбора всей необходимой информации её необходимо обработать, систематизировать и отсеять крайние значения.
5. Подготовка отчета и выводов
После обработки и систематизации данных необходимо приступить к написанию подробного отчета по проведенному маркетинговому исследованию.
6. Принятие решений
Обязательным условием маркетингового исследования является принятие управленческого решения, даже если решением будет проведение более глубокого исследования.
В следующей статье я подробно опишу алгоритм маркетингового исследования и постараюсь осветить наиболее важные показатели, которые прямо и косвенно влияют на принятие решения.